ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
четверг, 6 мая 2010 г.
РИЭЛТОРСКИЙ БИЗНЕС В ПЕРМИ
Дата: 02.12.2009
Тема: Новости
Рынок риэлторских услуг в России имеет достаточно длительную историю становления и развития. Первые «риэлторы» появились еще в дореволюционной России, когда комиссионерские конторы стали осуществлять посредническую деятельность в сфере торговли недвижимостью. Рынок недвижимости имел те же законы развития, что и сегодня, а недвижимое имущество считалось наиболее выгодным средством сбережения и увеличения капитала.
За последнее десятилетие в нашей стране сложился достаточно развитый и успешно функционирующий риэлторский рынок. Сегодня в каждом городе, даже не очень крупном, существует множество представителей данной профессии, как частнопрактикующих, так и работающих в риэлторских отделах агентств недвижимости. Однако до сих пор у многих обывателей сохраняется весьма предвзятое отношение к подобному роду посредничества. Казалось бы, все просто: есть продавец (покупатель), есть рынок – выходи и продавай (покупай). Но нет, появляется посредник и предлагает ускорить и облегчить процесс продажи (покупки), а цену за это выставляет совсем немаленькую (3-5% от суммы сделки в несколько миллионов). Менталитет рядового россиянина, плохо ориентирующегося в специфических особенностях функционирования рыночных механизмов, просто не в силах лояльно и адекватно воспринять услуги посредника, без которых, в сущности, можно и обойтись. Однако такие убеждения на поверку дня оказываются подчас губительными для собственного кошелька. Нет, никто не спорит с тем, что при наличии желания, определенных навыков и свободного времени можно осуществить рыночную операцию с недвижимостью и собственными силами, но встает вопрос: а есть ли уверенность в том, что всех этих составляющих у вас предостаточно, ведь одного желания или лишь наличия большого количества свободного времени мало, чтобы иметь гарантии успешного и быстрого завершения сделки? Сомнительно, что у большинства частных лиц, участвующих в рыночных взаимодействиях, сочетание всех этих трех факторов достигает необходимого количественного и качественного уровня.
Поэтому когда мы говорим о посредничестве на рынке недвижимости, мы говорим о профессиональной помощи, а не о попытках «урвать» большой куш с чужих миллионов. Профессиональный риэлтор – это не просто финансовая прослойка между продавцом и покупателем, арендодателем и арендатором, это своего рода магнит, ускоряющий процесс нахождения и сближения (физического, психологического и экономического) двух игроков рынка, ищущих друг друга. И при этом это гарант юридической грамотности сделки, соблюдения всех необходимых требований законодательства и исключения вероятности мошенничества любой из сторон. Речь здесь, конечно же, идет о добросовестном профессионализме.
Таким образом, риэлторская деятельность заключается как в поиске наиболее выгодных вариантов продажи, покупки, аренды (что само по себе представляет весьма трудоемкий процесс), создании благоприятного психологического фона в отношениях «покупатель-продавец», «арендодатель-арендатор», нахождении наиболее оптимальных финансовых схем взаимодействия, так и в юридическом сопровождении всего процесса. Поэтому при обращении к услугам риэлторов важно в первую очередь четко оценивать их квалификацию, опыт, знание рынка в целом и юридическую «подкованность». Как правило, такими характеристиками обладает не конкретный риэлтор, а риэлторский отдел компании, либо фирма, специализирующаяся на риэлторской деятельности, где соблюдается принцип разделения труда и за каждый этап рабочего процесса отвечает отдельный специалист под общим руководством курирующего определенного клиента лица.
До кризиса количество риэлторских агентств неуклонно росло вследствие постоянного роста цен на недвижимость, существенного превышения спроса над предложением и востребованности услуг посредников.
На современном этапе развития данный бизнес приобрел новые значимые характеристики и приоритеты. Финансово-экономический кризис, снежным комом прокатившийся по рынку недвижимости и обескровивший большинство компаний, осуществлявших посредническую деятельность, стал своего рода фильтром, отбросившим за пределы рынка наименее профессионально подготовленных и экономически устойчивых представителей риэлторского бизнеса.
За первые полгода кризиса (с октября 2008 по апрель 2009 гг.) количество риэлторских компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших риэлторскую деятельность, в Перми сократилось незначительно. К середине осени 2008 года таких предприятий насчитывалось порядка 500 (наибольшая часть из которых была представлена мелкими и средними компаниями и индивидуальными предпринимателями). К апрелю 2009 г. их общее число составило 476. И хотя большинство компаний и ИП не ушло с рынка (точнее не прекратило официально свое существование), они стали использовать иные направления бизнеса, подчас вовсе не сопряженные с недвижимостью, для продолжения существования в качестве юридических и экономических единиц. Лишь незначительная часть из них подала заявление на ликвидацию.
В этот период сделок практически не заключалось, а найти покупателя стало фактически невозможно. Количество обращений за услугами риэлторов сократилось до минимума. Компаниям пришлось резко сокращать расходы на содержание многочисленных штатов за счет увольнения сотрудников, либо перехода на иные формы сотрудничества (удаленное, по факту, по договору и т.п.). В результате на рынке появилось большое число частных риэлторов, многие из которых осуществляли деятельность без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Отсутствие необходимости оплачивать расходы по аренде рабочего места, уплаты налогов и проч. позволили таким частникам существенно снизить размеры комиссионных. Однако уровень обслуживания и степень гарантии исключения рисков стали значительно хуже.
В последующий период рынок несколько стабилизировался, и в течение лета-осени 2009 года достиг своего ценового «дна». Покупатель стал постепенно выходить из тени, а деятельность риэлторов вновь стала приобретать актуальность.
На сегодняшний день рынок риэлторских услуг в Перми «опустел» не столько количественно, сколько качественно. Количественное уменьшение официально зарегистрированных компаний составило не более 10-15%. Однако сегодня большинство сделок по недвижимости сопровождается частными риэлторами, берущими меньшую плату за свои услуги, нежели организации. Но уровень профессионализма таких риэлторов априори не может соответствовать уровню профессионализма компании, в которой за риэлторскую деятельность отвечает сразу несколько узкоспециализированных сотрудников, а гарантии безопасности сделки намного выше. И в дальнейшем таких частников должно становиться все меньше и меньше для качественного развития отрасли в целом.
Поэтому в современных условиях развития рынка активно формируются новые принципы и методы, совершенствуются схемы и модели рабочего процесса риэлторов, корректируется ценовая политика, образовательными учреждениями разрабатываются все новые и новые программы по повышению профессионального уровня риэлторов. В частности, Высшая Школа Недвижимости в настоящий момент запускает новую программу обучения «Руководитель риэлторской компании», в рамках которой будут представлены рекомендации по развитию и модернизации риэлторского бизнеса в условиях кризиса и в последующий период.
Большое внимание сегодня уделяется и технологическим новшествам. В условиях повсеместной компьютеризации и развития Интернет-технологий, актуальным становится и создание такой модели рабочего процесса, которая бы совмещала в себе и удобство использования, и локальность хранения данных и системный подход к обработке информации, и возможность моментального взаимодействия с Интернет-ресурсами. В качестве такой «модели» наиболее оптимальным видится вариант разработки специального программного обеспечения, представляющего собой электронный кабинет, совмещенный с выходом на различные Интернет-ресурсы, оснащенный удобным функционалом и объединенный по сетевому принципу как в рамках отдельных компаний, так и в более масштабных пределах (город, регион, страна).
Поэтому в дальнейшем развитие риэлторского бизнеса в Перми должно встать на рельсы качественного совершенствования. Сегодня важным становится повышение уровня обслуживания за счет интеграллизации в работу новых технологий, развития коммуникаций и формирования единых сетей взаимодействия.
Источник: Павел Новосёлов Ведущий аналитик Лаборатории анализа и прогноза рынка недвижимости PTDN Group
0 коммент.:
Отправить комментарий